Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Нарьян-Мара»
урок изучения биографии А.С. Пушкина в 9 классе
«Вся жизнь — один чудесный миг»
Подготовил учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№2
Шалькова Ирина Васильевна.
Нарьян-Мар
Тема:
«Вся жизнь — один чудесный миг»
(урок изучения биографии А.С.Пушкина в 9 классе)
Цель:
познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина.
Задачи:
1) Обобщить и систематизировать уже известные знания о биографии и творчестве А.С.Пушкина;
2) развивать умение слушать друг друга; интерес к творчеству А.С.Пушкина;
3) воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность при подготовке к урокам.
Оборудование:
1) устный журнал;
2) портреты;
3) контрольные листы (приложение 8)
Ход урока:
1. Организационный момент (подготовка к началу урока).
2. Слово учителя:
— Ребята, сегодня у нас два урока литературы пройдут под названием «Вся жизнь — один чудесный миг». Мы с вами будем подробно знакомиться с биографией уже известного вам поэта и писателя А.С.Пушкина. Наши уроки будут проходить в форме устного журнала, со страниц которого мы и будем узнавать подробности из жизни Пушкина А.С.
Я всех прошу быть очень внимательными, потому что в конце второго урока будет небольшая проверочная работа по биографии поэта. Итак, начинаем.
3. Устный журнал.
1) — Первая страница нашего журнала называется «Детство» (1799-1811). Сообщение ученика.
— Как сказала О., уже с раннего детства Пушкина интересовала литература. Этому способствовала атмосфера родительского дома, где бывали виднейшие писатели и поэты — Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский.
2) — Теперь перейдем ко второй странице нашего журнала, в колторой пойдет речь о лицейских годах А.С.Пушкина. Сообщение ученика.
— В этот период Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую мы с вами изучали в 5 классе. Обратите внимание на эти рисунки, которые были выполнены вами и посвящены оформлению титульного листа к поэме.
3) — Третья страница нашего журнала называется «Петербург» (1817-1820). Сообщение ученика.
— Давайте еще раз вернемся к поэме «Руслан и Людмила», которая, как вы уже знаете, была закончена в этот период творчества. Сейчас с вами проведем небольшую викторину и проверим, насколько хорошо вы помните содержание поэмы.
— Обратите внимание на доску, где записаны имена героев поэмы. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить, о ком идет речь.
1. Фарлаф 4. Людмила 7. Рогдай
2. Руслан 5. Ратмир 8. Черномор
3. Владимир 6. Наина
- Кто пирует «в толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой?» (Владимир)
- Перед тем как рассказать о поступке этого героя, поэт восклицает:
Зачем я должен для потомства
Порок и злобу обнажать
И тайны козни вероломства
В правдивых песнях обличать?
Вот еще строчки из поэмы об этом герое:
Смущенный витязь поневоле
Ползком оставил грязный ров;
Окрестность робко озирая,
Вздохнул и молвил оживая:
«Ну, слава Богу, я здоров!»
— О каком герое идет речь? (Фарлаф)
- Для какгог героя подходят слова «угрюмый и неукротимый»? (Рогдай)
- Кто из героев с грусть смотрел на русское поле, усеянное костями, вытоптанное конями? (Руслан)
- О ком это:
И чудо: юная княжна,
Вздохнув, открыла светлы очи!
Казалось, будто бы она
Дивилася столь долгой ночи;
Казалось, что какой-то сон
Ее томил мечтой неясной,
И вдруг узнала — это сон! (Людмила)
- О ком это:
«Теперь ты наш: ага, дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!..»
— С кем бился Руслан? (Черномор)
- Кто говорит такие слова:
«Так, сердце я теперь узнала;
Я вижу , верный друг, оно
Для нежной страсти рождено;…» (Наина)
4. — На следующей странице нашего журнала говорится о годах ссылки А.С.Пушкина на Юге (1820-1824). (сообщение ученика )
— Этот период жизни поэта нельзя назвать ссылкой в прямом смысле слова. Его выслали, но фактически оформили как перевод по службе сначала в Екаверинослав, потом в Кишинев, затем в Одессу, где спокойной жизни Пушкина пришел коней из-за столкновений с начальником, генерал-губернатором графом М.С.Воронцовым. Стараясь избавиться от Пушкина, Воронцов писал доносы в Петербург. К тому же полиция перехватила письмо Пушкина, которое содержало «неблагонадежные» высказывания. Все это решило его судьбу: его уволили с государственной службы.
5. Пятая страница носит название «Михайловское» (1824-1826). Это тоже одно из мест, куда был сослан Пушкин. Сообщение ученика.
— Этот период был очень трудным в жизни А.С.Пушкина, так как он жил в глухой деревне под надзором не только власти, но и церкви. Двое друзей не побоялись навестить поэта. Первым приехал Иван Пущин, позже которому он посвятит одноименное стихотворение (чтение стихотворения наизусть учителем).
6. — А сейчас перейдем к следующей странице, в которой речь пойдет о жизни Пушкина в Москве, затем в Петербурге после возвращения из Михайловского. Сообщение ученика.
— Знаменитое событие этого периода — это знакомство Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Весной 1829 года поэт сделал ей предложение, но мать девушки не считала его завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она уклонилась от ответа. И только лишь поздней осенью предложение было принято и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.
7. А Теперь обратимся к 7 странице нашего журнала. Но обратите внимание, что ее название зашифровано. Сейчас мы с вами попробуем ее расшифровать. Я буду задавать вам вопросы. Их всего 7. Клеточек тоже 7. В каждой клетке вы видите цифру, которая соответствует букве слова, являющимся ответом на вопрос .
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
4 |
1 |
1) Назовите фамилию вымышленного рассказчика, под иаменем которого Пушкин объединил повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» в единое целое? (
Б
елкин)
2) Назовите фамилию девушки, в которую был влюблен Иетр Гринев из повести «Капитанская дочка»? (Мир
о
нова)
3) Определите название поэмы по отрывку:
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам. («По
л
тава»)
4) Кем приходилась Маша Миронова Василисе Егоровне и Ивану Кузьмичу? (
д
очь)
5) Из какого стихотворения отрывок?
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный неволей орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном. («Узн
и
к»)
6) Как звали няню А.С.Пушкина? (Ари
н
а)
7) Кому были сказаны эти слова из произведений А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
Волхвы не боятся могучих владык
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен. (
О
лег)
— Вот мы с вами и расшифровали названия страницы. Речь сейчас пойдет о Болдинском периоде жизни и творчества А.С.Пушкина (сообщение ученика).
— Болдинский период — самый плодотворный в творчестве Пушкина. Вот как он сам пишет об этом Плетневу, 9 декабря 1830: «…я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», 8 и 9, совсем готовые в печать. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все… Написал я прозою 5 повестей…»
8. Вот мы и подходим к концу. Осталась последняя страница нашего журнала, в которой речь пойдет о последних годах жизни Пушкина. (Сообщение ученика).
— За несколько месяцев до смерти, в августе 1836г., Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам — к нам. (Чтение учителем наизусть стих-ия «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
— В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире. Пушкин — неотъемлемая часть нашей культуры, духовного и нравственного мира нашего современника.
4. Рефлексия.
— Наш журнал закончен. Мы с вами узнали много нового, интересного из жизни А.С.Пушкина, также повторили, вспомнили все, что нам уже было известно л нем. Сейчас мы с вами проведем небольшую проверочную работу, которая покажет результаты нашей с вами работы на уроках. У вас у каждого на столах лежат контрольные листы. Я буду зачитывать утверждение, касающееся жизни Пушкина, а вы должны подумать, вспомнить все, что говорилось на уроке, и решить, верно или нет мое утверждение. Если верно, вы ставите Х, если же неверно — 0. Начнем.
1) А.С.Пушкин родился в Петербурге. (0)
2) А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее, привилегированном закрытом учебном заведении, получил высшее образование. (Х)
3) После Лицея Пушкин был зачислен на службу в коллегию иностранных дел в Москве. (0)
4) В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю — ученику от побежденного учителя». (Х)
5) Самые близкие друзья Пушкина по Лицею — Пущин и Дельвиг. (Х)
6) Южная ссылка длилась с 1820 по1824. (Х)
7) Болдинская осень 1830г. была очень щедрой для поэта. За 10 месяцев им было написано много произведений. (0)
8) Два года, проведенные в Михайловской ссылке, наполнены чтением и творчеством, знакомством с народной жизнью, местными традициями, устным народным творчеством. (Х)
9) Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась на Белой речке в 1937г. (0)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Оценка учащихся.
6. Д/з.