Методическая разработка Шальковой И. В.»Вся жизнь

Нет комментариев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Нарьян-Мара»


урок изучения биографии А.С. Пушкина в 9 классе


«Вся жизнь — один чудесный миг»


Подготовил учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№2

Шалькова Ирина Васильевна.

Нарьян-Мар

Тема:

«Вся жизнь — один чудесный миг»

(урок изучения биографии А.С.Пушкина в 9 классе)


Цель:

познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина.


Задачи:

1) Обобщить и систематизировать  уже известные знания о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

2) развивать умение слушать друг друга; интерес к творчеству А.С.Пушкина;

3) воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность при подготовке к урокам.


Оборудование:

1) устный журнал;

2) портреты;

3) контрольные листы (приложение 8)


Ход урока:

1. Организационный момент (подготовка к началу урока).

2. Слово учителя:

— Ребята, сегодня у нас два урока литературы пройдут под названием «Вся жизнь — один чудесный миг». Мы с вами будем подробно знакомиться  с биографией уже известного вам поэта и писателя А.С.Пушкина. Наши уроки будут проходить в  форме  устного журнала, со страниц которого мы и будем узнавать подробности из жизни Пушкина А.С.

Я всех прошу быть очень внимательными, потому что в конце второго урока будет небольшая проверочная работа по биографии поэта. Итак, начинаем.

3. Устный журнал.

1) — Первая страница нашего журнала называется «Детство» (1799-1811). Сообщение ученика.

— Как сказала О., уже с раннего детства Пушкина интересовала литература. Этому способствовала атмосфера родительского дома, где бывали виднейшие писатели и поэты — Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский.

2) — Теперь перейдем ко второй странице нашего журнала, в колторой пойдет речь о лицейских годах А.С.Пушкина. Сообщение ученика.

— В этот период Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую мы с вами изучали в 5 классе. Обратите внимание на эти рисунки, которые были выполнены вами и посвящены оформлению титульного листа к поэме.

3) — Третья страница нашего журнала называется «Петербург» (1817-1820). Сообщение ученика.

— Давайте еще раз вернемся к поэме «Руслан и Людмила», которая, как вы уже знаете, была закончена в этот период творчества. Сейчас с вами проведем небольшую викторину и проверим, насколько хорошо вы помните содержание поэмы.

— Обратите внимание на доску, где записаны имена героев поэмы. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить, о ком идет речь.

1. Фарлаф                   4. Людмила                   7. Рогдай

2. Руслан                    5. Ратмир                       8. Черномор

3. Владимир              6. Наина

  1. Кто пирует «в толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой?»   (Владимир)
  2. Перед тем  как рассказать о поступке этого героя, поэт восклицает:

Зачем я должен для потомства

Порок и злобу обнажать

И тайны козни вероломства

В правдивых песнях обличать?

Вот еще строчки из поэмы об этом герое:

Смущенный витязь поневоле

Ползком оставил грязный ров;

Окрестность робко озирая,

Вздохнул и молвил оживая:

«Ну, слава Богу, я здоров!»

— О каком герое идет речь?   (Фарлаф)

  1. Для какгог героя подходят слова «угрюмый и неукротимый»?  (Рогдай)
  2. Кто из героев с грусть смотрел на русское поле, усеянное костями, вытоптанное конями?      (Руслан)
  3. О ком это:

И чудо: юная княжна,

Вздохнув, открыла светлы очи!

Казалось, будто бы она

Дивилася столь долгой ночи;

Казалось, что какой-то сон

Ее томил мечтой неясной,

И вдруг узнала — это сон!        (Людмила)

  1. О ком это:

«Теперь ты наш: ага, дрожишь!

Смирись, покорствуй русской силе!..»

— С кем бился Руслан?           (Черномор)

  1. Кто говорит такие слова:

«Так, сердце я теперь узнала;

Я вижу , верный друг, оно

Для нежной страсти рождено;…»        (Наина)

4. — На следующей странице нашего журнала говорится о годах ссылки А.С.Пушкина на Юге (1820-1824). (сообщение ученика )

— Этот период жизни поэта нельзя назвать ссылкой в прямом смысле слова. Его выслали,  но фактически оформили как перевод по службе сначала в Екаверинослав, потом в Кишинев, затем в Одессу, где спокойной жизни Пушкина пришел коней из-за столкновений с начальником, генерал-губернатором графом М.С.Воронцовым. Стараясь избавиться от Пушкина, Воронцов писал доносы в Петербург. К тому же полиция перехватила письмо Пушкина, которое содержало «неблагонадежные» высказывания. Все это решило его судьбу: его уволили с государственной службы.

5. Пятая страница носит название «Михайловское» (1824-1826). Это тоже одно из мест, куда был сослан Пушкин. Сообщение ученика.

— Этот период был очень трудным в жизни А.С.Пушкина, так как он жил в глухой деревне под надзором не только власти, но и церкви. Двое друзей не побоялись навестить поэта. Первым приехал Иван Пущин, позже которому он посвятит одноименное стихотворение (чтение стихотворения наизусть учителем).

6. — А сейчас перейдем к следующей странице, в которой речь пойдет о жизни Пушкина в Москве, затем в Петербурге после возвращения из Михайловского. Сообщение ученика.

— Знаменитое событие этого периода — это знакомство Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Весной 1829 года поэт сделал ей предложение, но мать девушки не считала его завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она уклонилась от ответа. И только лишь поздней осенью предложение было принято и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.

7. А Теперь обратимся к 7 странице нашего журнала. Но обратите внимание, что ее название зашифровано. Сейчас мы с вами попробуем ее расшифровать. Я буду задавать вам вопросы. Их  всего 7. Клеточек тоже 7. В каждой клетке вы видите цифру, которая соответствует букве слова, являющимся ответом на вопрос .

1

4

3

1

4

4

1

1) Назовите фамилию вымышленного рассказчика, под иаменем которого Пушкин объединил повести «Выстрел»,  «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» в единое целое?   (

Б

елкин)

2) Назовите фамилию девушки, в которую был влюблен Иетр Гринев из повести «Капитанская дочка»?    (Мир

о

нова)

3) Определите название поэмы по отрывку:

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам.   («По

л

тава»)

4)  Кем приходилась Маша Миронова Василисе Егоровне и Ивану Кузьмичу?   (

д

очь)

5) Из какого стихотворения отрывок?

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный неволей орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.   («Узн

и

к»)

6) Как звали няню А.С.Пушкина?   (Ари

н

а)

7) Кому были сказаны эти слова из произведений А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

Волхвы не боятся могучих владык

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И  с волей небесною дружен.     (

О

лег)

— Вот мы с вами и расшифровали названия страницы. Речь сейчас пойдет о Болдинском периоде жизни и творчества А.С.Пушкина (сообщение ученика).

— Болдинский период — самый плодотворный в творчестве Пушкина. Вот как он сам пишет об этом Плетневу, 9 декабря 1830: «…я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», 8 и 9, совсем готовые в печать. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все… Написал я прозою 5 повестей…»

8. Вот мы и подходим к концу. Осталась последняя страница нашего журнала, в которой речь пойдет о последних годах жизни Пушкина. (Сообщение ученика).

— За несколько месяцев до смерти, в августе 1836г., Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам — к нам. (Чтение учителем наизусть стих-ия «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

— В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой  мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире. Пушкин — неотъемлемая часть нашей культуры, духовного и нравственного мира нашего современника.

4. Рефлексия.

— Наш журнал закончен. Мы с вами узнали много нового, интересного из жизни А.С.Пушкина, также повторили, вспомнили все, что нам уже было известно л нем. Сейчас мы с вами проведем небольшую проверочную работу, которая покажет результаты нашей с вами работы на уроках. У вас у каждого на столах лежат контрольные листы. Я буду зачитывать утверждение, касающееся жизни Пушкина, а вы должны подумать, вспомнить все, что говорилось на уроке, и решить, верно или нет мое утверждение. Если верно, вы ставите Х, если же неверно — 0. Начнем.

1) А.С.Пушкин родился в Петербурге. (0)

2) А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее, привилегированном закрытом учебном заведении, получил высшее образование.   (Х)

3) После Лицея Пушкин был зачислен на службу в коллегию иностранных дел в Москве.   (0)

4) В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю — ученику от побежденного учителя».     (Х)

5) Самые близкие друзья Пушкина по Лицею — Пущин и Дельвиг.    (Х)

6) Южная ссылка длилась с 1820 по1824.   (Х)

7) Болдинская осень 1830г. была очень щедрой для поэта. За 10 месяцев им было написано много произведений.     (0)

8) Два года, проведенные в Михайловской ссылке, наполнены чтением и творчеством, знакомством с народной жизнью, местными традициями, устным народным творчеством.    (Х)

9) Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась на Белой речке в 1937г.   (0)


0


Х


0


Х


Х


Х


0


Х


0

5. Оценка учащихся.

6. Д/з.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Фокус

Нет комментариев

Фокус-покус! 10 октября в школе состоялось шоу фокусника-иллюзиониста, Е. Соколова,…